Охрана труда в ДОУ (Детском дошкольном учреждении)

Основной целью охраны труда в ДОУ (детском дошкольном учреждении), как и в любой другой организации, является сохранение жизни и здоровья работников. Однако соблюдение норм охраны труда косвенно влияет и на детей – ведь только живой и здоровый воспитатель может эффективно о них заботиться. 

Кроме того, во многих случаях невозможно разграничить безопасность детей и персонала. В частности, это касается пожарной и эпидемиологической безопасности. Поэтому руководство учреждений и контролирующие органы относятся к охране труда в ДОУ внимательнее, чем во многих иных отраслях.

Пакет документов по охране труда в ДОУ

Основной документ по охране труда в ДОУ, как и в учреждениях любой иной отрасли, – Трудовой кодекс РФ, в котором вопросам охраны труда посвящен X раздел. Специфика работы непосредственно сотрудников дошкольных учреждений отражается в гл. 52 ТК РФ, регулирующей деятельность педагогических работников. Также ряд норм по охране труда содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273¬ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В обоих документах прописано, в частности, право педагогических работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и удлиненный отпуск.
Отдельные нормы охраны труда в ДОУ отражаются в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69¬ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. № 384¬ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426¬ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также в многочисленных приказах федеральных органов исполнительной власти, ГОСТах и СанПинах.

На основании всех этих документов разработана типовая Инструкция по охране труда для заведующего ДОУ. Она гласит, что к работе на данной должности допускаются лица с высшим профессиональным образованием, имеющие стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет, прошедшие медицинский осмотр.

Заведующий обязан обеспечивать безопасность воспитательного процесса, безопасную эксплуатацию коммуникаций и оборудования. Своим приказом он назначает ответственных за соблюдение норм охраны труда в каждом помещении учреждения. Лиц, нарушающих нормы охраны труда, заведующий должен привлекать к дисциплинарной ответственности. Обо всех несчастных случаях заведующий обязан немедленно сообщать вышестоящему органу, а также родителям пострадавших детей.
Также существует типовая Инструкция по охране труда для воспитателей ДОУ. Она гласит, что воспитателями могут работать лица не моложе 18 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда.

Чтобы труд воспитателей был безопасным, необходимо регулярно проводить техосмотры здания и оборудования ДОУ, проверять наличие аптечки. Сотрудники должны знать правила поведения во время пожара. Обо всех несчастных случаях они обязаны немедленно сообщать заведующему. Воспитатели должны соблюдать правила личной гигиены и носить удобную одежду без брошей и булавок.

Схожими инструкциями в своей работе руководствуются повар, логопед, музыкальный педагог, инструктор по физкультуре, уборщики, охранники и другие сотрудники ДОУ. Также существуют типовые инструкции для определенных видов работы – проведение спортивных соревнований, перевозка детей в автобусе.
Заведующий должен утверждать все эти инструкции своими приказами, а сотрудники – знакомиться с ними при поступлении на соответствующую должность или перед допуском к соответствующему виду деятельности.

Уголок по охране труда в ДОУ

Уголок по охране труда в ДОУ оформляется с целью информирования работников об их правах и обязанностях в данной сфере. Обустраивается он специалистом, ответственным за охрану труда. Основной элемент уголка – информационный стенд. На нем располагаются приказы и распоряжения, касающиеся охраны труда, графики проведения инструктажей, документы о трудовом распорядке, правила техники безопасности при различных работах, различные тематические памятки, а также предупреждения о вредных или опасных факторах (в детском саду таковым может считаться, например, работа с электроприборами).

Стенд помещается в месте, доступном работникам – например, в комнате отдыха. Рядом со стендом можно разместить стол, где будет лежать Трудовой кодекс РФ, иные документы, а также образцы заявлений. Рядом можно разместить аптечку.

Инструктаж по охране труда в ДОУ Инструктажи по охране труда делятся на:

  • Вводные (проводятся со всеми сотрудниками при приеме на работу); 
  • Первичные (проводятся перед тем, как сотрудник приступает к своим непосредственным должностным обязанностям);
  • Целевые (проводятся перед тем, как сотрудник начинает выполнять какую¬то разовую специфическую работу); 
  • Повторные (является по сути повторением первичного, производится обычно с периодичностью раз в полгода); 
  • Внеплановые (проводятся при внезапном изменении условий труда и возникновении каких¬то новых факторов, влияющих на безопасность труда, а также при изменении законодательства). 

Факт проведения каждого инструктажа должен фиксироваться в специальном журнале. Этот журнал может быть проверен контролирующими органами во время плановых проверок, а также при расследовании несчастных случаев.

Работа в дошкольном учреждении – это одновременно большая ответственность и большое количество привилегий. Сотрудники должны хорошо знать и о том, и о другом, хорошо ориентироваться и в своих обязанностях, и в правах.

Выдача СИЗ в ДОУ

Каковы требования к обеспечению работников детского сада санитарной одеждой?

Понятие санитарной одежды раскрыто в п. 2.1 Стандарта ОСТ 10 286¬2001. Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации, утв. Минсельхозом России 4 декабря 2001 г..

Под санитарной одеждой понимается вид специальной защитной одежды, предназначенный для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно¬ гигиенических мероприятий производственного процесса.

Отдельного нормативного правового акта, регламентирующего выдачу санитарной одежды работникам детского сада, нет. Необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.1.3049¬13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 (далее - СанПиН).

Данным СанПиН определено, что работники пищеблока дошкольных образовательных организаций должны быть обеспечены специальной одеждой (халат, колпак или косынка), не менее трех комплектов на 1 человека. Специальная одежда должна храниться в отдельном шкафу. Не допускается совместное хранение в одном шкафу спецодежды и личных вещей. Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, принимать пищу и курить на рабочем месте.

Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов). У помощника воспитателя дополнительно должны быть:

  • фартук; 
  • колпак или косынка для раздачи пищи; 
  • фартук для мытья посуды 
  • и специальный (темный) халат для уборки помещений. 

Руководствуясь данными СанПиН, руководителю детского сада необходимо утвердить в организации Перечень профессий и должностей работников детского сада, имеющих право на получение санитарной одежды.

Охрана трудаОхрана труда
весна