Общие принципы проведения антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционная экспертиза – это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.
 
В целях реализации положений Закона № 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целяхвыявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
 
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Законом № 172-ФЗ возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Минюст России), а также на органы, организации, их должностных лиц.
 
 
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
 
 
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;
проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы
 
Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:
 
К первому виду коррупциогенных факторов относятся:
Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Независимая антикоррупционная экспертиза
 
Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.
 
Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
 
Обратите внимание: проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Причем государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которую осуществляет Минюст России, ведущий Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включает в себя, в частности, сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам такой экспертизы. Об этом говорится в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009.
 
нормативных правовых актов (их проектов) ФНС России
Во исполнение указанной нормы ФНС России был издан Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом от 24.08.2010 № ММВ-7-7/415@2 (далее — Порядок).
 
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится юридической службой ФНС России в соответствии с Методикой при проведении правовой экспертизы.
 
Методика применяется и при осуществлении структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной налоговой службы мониторинга применения ее нормативных правовых актов.