Обеспечение условий доступности ДОУ для всех детей является едва ли не главной задачей социальной политики. Соответствие организации этим условиям отражены в информационно-справочном документе – Паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры.
Нормативно-правовая основа разработки Паспорта
Разработка Паспорта регламентируется на государственном и международном уровнях. В перечень нормативно-правовых актов входят:
 
  • Конвенция о правах инвалидов (ратифицирована 27 апреля 2012 года);
  • Конвенция о правах ребенка (ратифицирована 16 августа 1990 года);
  • ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования";
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Документы провозглашают права и свободы граждан с ОВЗ, отражают основные вопросы по составлению Паспорта и обязанности руководителя ДОУ по обеспечению следующих требований.

Вход в здание. Согласно требований законодательства, на входе должна быть вывеска с названием, данными об организации (график, план здания) – на контрастном фоне, с применением рельефно-точечного шрифта (Брайля).

Оборудование помещений. В ДОУ должны быть адаптированные помещения с индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Адаптация ДОУ под нужды детей с ОВЗ. Помещение должно предусматривать свободный доступ колясок. Руководитель обеспечивает организацию сопровождения детей с ОВЗ.

Подготовка кадров. Сотрудники ДОУ проходят инструктаж, а также курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования. Для инструктирования можно использовать методические пособия, представленные на сайте Минтруда РФ.

Таковы основные положения, отраженные в нормативно-правовых актах. Далее рассмотрим требования к содержанию Паспорта доступности ДОУ.
 
Что должен содержать Паспорт доступности?
Единых требований к оформлению Паспорта не существует. Форма разрабатывается организацией, однако документ должен содержать такие разделы:

I. Общие сведения. Наименование, адрес с указанием индекса, сведения о размещении объекта (количество этажей, площадь здания и прилегающей территории), дата застройки, капитальных ремонтов, форма собственности и др. Также раздел содержит описание предоставляемых услуг.

II. Оценка уровня доступности ОСИ. Осуществляется согласно показателей, обозначенных в п. 11 Письма Минобрнауки "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

III. Мероприятия по повышению доступности («дорожная карта»). Здесь указаны основные направления по созданию доступной среды (доступность услуг, обеспечение материально-технической базы и т.д.), а также конкретные мероприятия, сроки и объемы работ.

IV. Предложения по принятию управленческих решений. Этот пункт учитывает положения об обеспечении «разумного приспособления», отраженные в Конвенции о правах инвалидов.

Предложения касаются обеспечения условий доступности объекта и услуг, определения мероприятий (учитываются в графиках ремонта, модернизации, планах развития ОСИ), разработки технического задания для проектно-сметной документации.